10 изменений в системе закупок госкомпаний

10 изменений в системе закупок госкомпаний

Артем ЛОБОВ
начальник Управления ФАС

 

Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ внес существенные правки в Закон № 223-ФЗ, который регулирует закупки госкомпаний. Новые правила окончательно вступают в силу с 1 января 2019 года. Мы попросили прокомментировать изменения Артема Лобова, начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС, и рассказать, по каким правилам будут работать заказчики в новом году.

 

Главное, что изменится с января

Положения Закона № 223-ФЗ в новой редакции вступили в силу с 1 июля 2018 года, а в части порядка обжалования — с января 2018 года. Положения о закупке должны быть приведены в соответствие с новой редакцией № 223-ФЗ, утверждены и размещены в ЕИС не позднее 1 января 2019 года.

Если изменения в Положения о закупке не будут внесены, то после 1 января 2019 года такие Положения считаются не размещенными в ЕИС. Об этом говорят положения части 3 статьи 4 Закона № 505-ФЗ, а также совместное разъяснение Минфина и ФАС от 27.06.2018 № 24-04-06/44451 и АД/48543/18.

Поправки можно условно разделить на 10 блоков:

  1. Проведение всех закупок по умолчанию в электронной форме.
  2. Возвращен порядок обжалования действий, бездействий заказчика при проведении закупок.
  3. Установлены требования к описанию объекта закупки.
  4. Урегулирована процедура получения разъяснений от заказчика.
  5. Определены требования к установлению размера обеспечения заявки.
  6. Дополнение перечня отношений, к которым не применяется Закон № 223-ФЗ.
  7. Определены конкурентные и неконкурентные способы закупок, способы закупок у СМП и порядок их проведения.
  8. Регламентирован порядок отмены конкурентной закупки.
  9. Установлены особенности проведения закрытых закупок.
  10. Регламентирован порядок заключения договора по результатам закупки.

Случаи, когда 223-ФЗ не применяют

Важно, что поправки дополнили перечень отношений, к которым не применяется Закон № 223-ФЗ (ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ):

  • заключение и исполнение договоров в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике;
  • исполнение заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора, предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг за пределами РФ;
  • закупка товаров, работ, услуг юрлицом, зарегистрированным на территории иностранного государства, в целях осуществления своей деятельности на территории иностранного государства;
  • осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг у юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с ним лицами в соответствии с НК и перечень которых определен Положением о закупке.

Все закупки — в электронном виде по умолчанию

Все конкурентные закупки по умолчанию проводят в электронной форме, если заказчик в Положении о закупке не сделает оговорку о проведении закупки в бумажной форме. Закупки только у субъектов МСП всегда проводят в электронной форме без исключений. Все возможные способы конкурентных закупок смотрите в таблице выше.

Напомним, что неконкурентной закупкой считают закупку, при которой не соблюдаются условия проведения конкурентной закупки. Способы неконкурентной закупки заказчики устанавливают самостоятельно в своем Положении о закупке (ч. 3.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

 

Лобов начальник Управления ФАС. Окончил ВШЭ по специализации «гражданское и предпринимательское право». Курирует деятельность управления по контролю за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг. Автор многочисленных статей и аналитических материалов в сфере антимонопольного законодательства и законодательства о размещении заказов.

ОБ АВТОРЕ

Артем ЛОБОВ

 

Материалы с сайта Электронного журнала ФАС России

"Административная практика ФАС"