Дайджест: что меняется в закупках с 2019 года для Поставщиков

Почти все закупки по 44-ФЗ проходят в электронном виде

Пожалуй, важнейшим изменением в порядок проведения госзакупок является перевод закупочных процедур в электронную форму. Эта работа началась еще в 2018 году, но с 1 июля 2018 г. проведение закупок в электронной форме было правом заказчика. С 1 января 2019 г. это стало обязательным

Чтобы поучаствовать в госзакупках, нужна электронная подпись, аккредитация на ЭТП (регистрация в ЕИС) и спецсчет. На бумаге останутся закупки:

  • у единственного поставщика,  
  • для работы заказчика за границей или закупки у иностранных подрядчиков,
  • для оказания скорой медицинской помощи и нормального жизнеобеспечения граждан,
  • для оказания гуманитарной помощи и ликвидации ЧС,
  • по решению правительства.

постановление правительства № 1752 “О порядке регистрации участников закупок в Едином реестре участников закупок…”  

 

Надо зарегистрироваться в ЕИС

Информация из Единого реестра участников закупок автоматически будет передаваться на все действующие электронные торговые площадки госзакупок. Перед тем как подавать заявление на регистрацию в ЕИС, директор должен зарегистрировать организацию на Госуслугах (ЕСИА), добавить сотрудников и наделить их полномочиями для участия в торгах

 

Станет больше прозрачных закупок для малого и среднего бизнеса

Не менее важно, что электронными станут закупки у малого и среднего предпринимательства (МСП) по 223-ФЗ. До 31 декабря 2018 заказчики по 223-ФЗ могли работать по-старому, если еще не поменяли положения о закупках. Но с 1 января 2019 все обновили положения о закупках, так что малый и средний бизнес получит 15% прямых договоров от 27 триллионов рублей (объем закупок по 223-ФЗ в 2017 году). Это примерно 4 трлн рублей.  

 

Компании с госучастием обязаны проводить закупки у МСП только в электронном виде на восьми площадках закупок  по 44-ФЗ, и только четырьмя видами конкурентных процедур с прописанными в Гражданском кодексе правилами:

  • аукцион,
  • конкурс,
  • запрос котировок,
  • запрос предложений.

 

Меняются правила закупки у единственного поставщика, определенного распоряжением президента  (№ 518-ФЗ)

Изменение коснется небольшого числа поставщиков, однако отметим и его. Президент имеет право назначить организацию единственным поставщиком каких-либо товаров (п. 2 ч. 1 ст. 93  44-ФЗ).

 

До 1 июля нельзя получать банковскую гарантию на обеспечение заявки в электронных закупках

Это ограничение зафиксировано в  ч. 52 ст. 112 44-ФЗ, его снимут 1 июля 2019 года.

 

Не нужна внешняя экспертиза после несостоявшихся закупок

Исправили недоработку, из-за которой заказчики были вынуждены проводить  экспертизу не только в прямых закупках у единственного поставщика, но и в конкурсах, аукционах и котировках, когда только один участник соответствовал всем требованиям и с ним заключали контракт. Теперь в этих случаях экспертизу проводить не будут.

 

Заказчик может увеличить цену контракта с учетом новой ставки НДС

Такую возможность закрепили в ч. 54 ст.112 44-ФЗ, и она действует до 1 октября 2019 при соблюдении этих условий:

  • Контракт был заключен до 1 января 2019 года, а поставки по нему проходят уже после этой даты.
  • В контракте был указан НДС в размере 18%.
  • На повышение согласны обе стороны.
  • У заказчика есть на это деньги (доведенные из бюджета лимиты).

 

При снижении НМЦ на 25% все-таки нужно платить обеспечение, даже если есть успешно исполненные госконтракты

Из закона исключили двоякое толкование, из-за которого казалось, что при включении антидепинговых мер в закупках до 15 млн руб. достаточно предоставить заказчику госконтракты, исполненные без штрафов. Теперь понятно, что победитель в любом случае обязан платить установленное заказчиком обеспечение.

 

Эксперты будут нести уголовную ответственность за недостоверные результаты оценки (№ 512-ФЗ)

Эксперты будут отвечать за предоставление недостоверных или заведомо ложных результатов экспертного заключения (ч. 7 ст. 41 44-ФЗ). Пока это только предупреждение, но готовятся поправки в Уголовный кодекс, которые внесут конкретики, например:

  • Если ложное заключение нанесло ущерб > 2,25 млн руб., то эксперта оштрафуют на сумму до 300 тыс. руб. или на размер доходов, полученных в течение года, или лишат свободы на срок до 1 года. Также он может лишиться занимать определенные должности
  • Если заключение повлекло за собой тяжкий вред здоровью или смерть человека, оштрафуют на 300–500 тыс. руб. или лишат свободы на срок до 3 лет. Когда заключение привело к смерти двух и больше человек, эксперта ограничат в свободе или лишат ее на срок до 4 лет.

Приготовьтесь, что с 1 июля 2019 года...

 

Придется получать новую гарантию, если у банка отозвали лицензию (№ 502-ФЗ)

Исполнитель обязан предоставить новую банковскую гарантию, если лишили лицензии банк, который выдал “старую”. Это будет обязательным условием контракта. Поставщикам придется взять эти риски на себя и тщательнее выбирать банк для получения гарантии. Предоставить новую гарантию нужно в течение месяца с даты, когда пришел запрос от заказчика, а за просрочку заплатить пеню 1/ 300 от ключевой ставки.

 

Размер обеспечения контракта можно уменьшать, только если контрактом предусмотрены этапы исполнения (№ 502-ФЗ)

Исполнителю смогут вернуть часть обеспечения контракта, пропорциональную  выполненным обязательствам. Но только если поставка или работы были выделены в отдельный этап и заказчик подписал акты приемки без неустоек.

Также заказчиков обязали включать в контракт сроки возврата не только всего обеспечения контракта, но и его частей.

И еще

 

Реестр заказчиков по 223-ФЗ будет вести казначейство

С 1 марта 2019 года регистрировать и вести Реестр заказчиков по 223-ФЗ федеральное казначейство. Порядок регистрации описан в постановлении правительства от 28.12.2018 № 1711. Вероятно, более строгий порядок регистрации поможет  избавиться от мошенников, которые прикидывались заказчиком, объявляли закупки, собирали обеспечение заявок и исчезали.

 

ЕДИНЫЙ АГРЕГАТОР ТОРГОВЛИ - ДЛЯ ЧЕГО ОН НУЖЕН

Возможность существования подобного агрегатора предусмотрена п. 4, 5, 28 части 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд». Статья 93 Закона говорит о том, что заказчик имеет право проводить закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в следующих случаях:

 « … 4) осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений;

5) осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей;

28) осуществление закупок лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. Заказчик вправе заключить контракт на поставки лекарственных препаратов в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую двести тысяч рублей».

 Для проведения закупок товаров, работ, услуг у единственного участника на суммы, не превышающие 100/200/400 тысяч рублей и предназначен единый агрегатор торговли «Березка». Говоря простым языком, агрегатор представляет из себя интернет-магазин для проведения закупок малого объема. Как и все интернет-магазины он размещен на интернет-сайте, адрес которого в сети - https://agregatoreat.ru/.