Какие ошибки находит финконтроль во время проверок заказчиков

Электронный журнал

 Журнал ФАС

 

Какие ошибки находит финконтроль во время проверок заказчиков

Валерия ВЕРХОРУБОВА
эксперт редакции

Проверки заказчиков, помимо ФАС и Федерального казначейства, проводят органы внутреннего финансового контроля. Мы собрали по открытым данным в ЕИС десятки актов проверок за конец 2018 — начало 2019 года и показали примеры самых частых нарушений заказчиков.

 

Органы финконтроля могут носить разные названия: департамент финансов городской администрации, финансовый отдел администрации городского округа, администрация сельского поселения. Финансовый контроль закупок по Закону № 44-ФЗ делится на внутренний и внешний, предварительный и последующий. Об этом сказано в статье 265 БК. Внутренний как раз и входит в обязанности органов государственного финконтроля в регионах. Объектами проверок являются распорядители и получатели средств из казны. Основная цель мероприятий — установить законность траты бюджетных средств и соответствие предусмотренным целям.

Нарушения в плане-графике и плане закупок

Нарушения в плане-графике и плане закупок — самые частые. Смотрите, где их чаще всего находят. Например, плановая камеральная проверка Финансового управления администрации Наримановского района (номер в ЕИС № 201912300672000001) показала несоответствие дат утверждения изменений в план закупок датам размещения этих изменений в ЕИС.

Та же проверка показала, что заказчик по каким-то причинам не заполнил графы 5 и 7 в форме обоснования плана-графика. В них необходимо указать наименование мероприятия в рамках госпрограммы, для которой проводится закупка, а также реквизиты НПА с требованиями к объекту закупки.

Серьезными были последствия нарушения сроков для одного из заказчиков Расковского муниципального образования. Проверка показала, что контрактный управляющий не разместил вовремя документы по планированию закупок. В связи с этим орган финконтроля заключил, что все процедуры 2019 года можно заранее признать ничтожными, ведь все, что не предусмотрено планом-графиком, проводиться не может, а плана-графика как такового в ЕИС так и не появилось.

Администрация Вохомского района Костромской области проводила проверку (номер в ЕИС № 201834300636000003) и выявила несоответствия в форме обоснования плана и в самом плане (рисунок 1). В графе 3 плана в качестве цели осуществления закупки было указано «Муниципальная программа „Формирование комфортной городской среды на территории Вохомского сельского поселения на 2018–2022 годы“», однако следовало дать наименование мероприятия с учетом положений статьи 13 Закона № 44-ФЗ. В графе 4 плана не был указан ожидаемый результат реализации мероприятия муниципальной программы.


← Рисунок 1

Нестыковки в форме обоснования плана и в самом плане


 

 

В графе 5 формы обоснования планов закупок по двум ИКЗ указали наименование муниципальной программы, хотя следовало отразить наименования мероприятия в рамках программы. А в графу 7 формы обоснования не вписали информацию о нормативных актах с требованиями к отдельным видам товаров, работ и услуг.

Нарушения в условиях контракта об уменьшении суммы на размер налога

Если в контракт не включено условие об уменьшении цены на размер налогов, это считается нарушением. Например, его обнаружили в рамках упомянутой выше проверки Финансового управления администрации Наримановского района (номер в ЕИС № 201912300672000001). Что орган финконтроля написал в акте, видно на рисунке 2 справа. А вот как это условие должно выглядеть в контракте — его примерную формулировку посмотрите на рисунке 3.


← Рисунок 2

Пример акта проверки условий контракта


 

 


← Рисунок 3

Условия по налогам в контракте


 

 

Неприменение штрафных санкций к поставщику

За нарушение условий контракта поставщик отвечает деньгами. Закон предусматривает штрафы и неустойки. Если заказчик не применяет санкции, то отвечает штрафом, который может наложить финконтроль, если выявит нарушение. Так, Департамент Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами в рамках проверки выяснил, что заказчик не применил меры ответственности к поставщику, который поставил товар с технической характеристикой хуже предусмотренной приложением к госконтракту. По контракту закупали компьютеры, и вместо предусмотренной частоты работы оперативной памяти 2133 МГц по факту был получен товар с частотой 1600 МГц).

Похожее нарушение выявила другая плановая проверка Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами (номер в ЕИС № 201766220042000128). Поставщик нарушил сроки исполнения контракта на 18 дней. За это ему полагалась неустойка в размере 3331,11 руб., о чем заказчик сообщил письменно. Деньги выплатили в срок, однако позже заказчик произвел возврат оплаченной неустойки. Он сослался на какое-то постановление. Однако найти документ не удалось.

Оплата контракта позже срока

На оплату по контракту заказчикам дается 30 дней с даты подписания документа о приемке. Если этот срок нарушить, скорее всего, факт обнаружит при проверке орган финконтроля, как это и случилось в нашем следующем примере. Проверка Контрольно-ревизионного управления администрации Саратовского района (номер в ЕИС № 201863392573000026) показала, что акт стороны подписали 05.02.2018 года, тогда как оплату перевели только 19.03.2018, то есть на 13 дней позднее установленного законодательством срока.


Несоответствие между датой на акте и сроком поступления оплаты

легко обнаружить по платежному поручению


 

Непредставление документов в казначейство

Правила ведения реестра контрактов говорят, что в течение 3 дней со дня изменения контракта, а также исполнения, расторжения, приемки поставленного товара, наступления гарантийного случая информацию и документы об этом нужно передать в казначейство. Как показала одна из проверок, процитированная выше, заказчик платежным поручением от 23.06.2017 № 989 оплатил автозапчасти на сумму 81 328,33 руб. На дату 28.06.2017 сформировали и направили информацию в Федеральное казначейство. Однако заказчик, как сам признался позже, просто забыл прикрепить к сведениям документы о приемке, тем самым допустил нарушение, предусмотренное частью 2 статьи 7.31 КоАП.

Использование коммерческих предложений взаимозависимых юрлиц

Будьте внимательны при использовании коммерческих предложений при расчете НМЦК методом анализа рынка. Упомянутая выше проверка Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами (номер в ЕИС № 201766220042000128) показала, что при обосновании НМЦК шести закупок заказчик использовал коммерческие предложения взаимозависимых лиц, что указывает на наличие признаков аффилированности. Например, в одной из закупок НМЦК рассчитали исходя из трех коммерческих предложений, при этом у двух из них один и тот же учредитель.

Необоснованная закупка

В каждой сфере под обоснованностью закупки может пониматься что-то свое. Например, при закупке учебников важно следить, чтобы они входили в утвержденный перечень. Иначе процедура может быть признана необоснованной. Рассмотрим итоги проверки Департамента образования Смоленской области. Согласно ведомственному перечню заказчик обязан закупать учебники, которые содержатся в федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию (утв. приказом Минобрнауки от 31.03.2014 № 253). Однако финконтроль выяснил, что учреждение закупило 300 учебников на сумму 460 257 руб., которых не было в федеральном перечне. Пояснение, что учебная литература предназначалась для обновления и доукомплектования имеющейся библиотеки учебников, не помогли. Орган финконтроля заключил, что заказчик не имел права планировать закупку учебников не из перечня.

Нарушения при обосновании цены

При обосновании цены используйте в том числе региональные методические рекомендации. Например, в Смоленской области это «Положение об организации взаимодействия государственных заказчиков…», утвержденное постановлением администрации от 28.05.2014 № 399. В нем сказано, что при обосновании НМЦК на поставку продуктов питания заказчик применяет в качестве одного из источников информации цены из мониторинга местного Департамента экономического развития.

Если по объективным причинам использовать несколько источников информации невозможно, заказчик применяет мониторинг цен в качестве единственного источника. Заказчик, о проверке которого мы говорили выше, не смог представить такие доказательства, но при этом использовал только один источник данных. А в закупке продуктов он использовал тарифный метод расчета цены, хотя цены на продовольственные товары в России не подлежат государственному регулированию, за исключением, если на социально значимые продукты питания Правительство устанавливает предельные розничные цены.

В ходе плановой выездной проверки смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Никольский психоневрологический интернат» (номер в ЕИС № 201766220042000128) заказчик не смог предоставить проверяющим коммерческие предложения поставщиков, которые использовал при определении и обосновании НМЦК. По словам должностного лица, запросы проводились по телефону. Проверка показала, что заказчик определил и обосновал НМЦК с учетом коммерческого предложения не существовавшей на тот момент организации.


Заказчик обязан представлять любые документы по закупкам

по первому требованию проверяющих


 

Нарушения в закупках у едпоставщика

Заказчики могут не отчитываться о заключенных контрактах с едпоставщиком в некоторых случаях. Однако должны указывать основание проведения такой закупки. Как выяснил Комитет финансов администрации Одоевского района в рамках камеральной проверки (номер в ЕИС № 201970300277000002), заказчик не сослался на конкретный пункт части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ ни в муниципальном контракте, ни в одном документе о выборе способа определения поставщика, например, в приказе или распоряжении руководителя. Подобное нарушение нашли по четырем контрактам из 41, заключенного с едпоставщиком.

Еще одно популярное нарушение — когда заказчики не могут представить по запросу проверяющих обоснование цены контракта с едпоставщиком. В части 1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ нет исключений для этого способа определения поставщика. А значит, нужно выполнять расчет цены, даже если обоснование не требуется включать в документы по закону. Такое обоснование как раз и могут запросить органы финконтроля.

Не забывайте включать в план-график закупки, которые планируются у единственного поставщика, при начальной цене контракта до 100 тыс. руб. Если план-график не содержит информации о процедуре, но по факту ее провели, контракт, если исполнение еще не завершено, могут признать недействительным. Если же он уже исполнен, заказчика накажут за административное правонарушение. К примеру, проверка Контрольно-ревизионного управления администрации Саратовского района (номер в ЕИС № 201863392573000026) показала, что заказчик провел на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ 41 закупку на общую сумму 1 155 529 руб. Но в документах планирования этих процедур не было. Поскольку заказчик проводил закупки, которые не предусмотрены планом-графиком, орган финконтроля сделал вывод о том, что план-график размещен в ЕИС с нарушением.

Отсутствие реестра закупок за наличный расчет

Заказчики обязаны вести реестры закупок, которые провели без заключения контрактов или договоров, например, закупок за наличный расчет (статья 73 БК). Если финконтроль запросит реестр и не получит его, это зафиксируют как нарушение. Так произошло во время плановой проверки Управления финансов администрации Кимрского района Тверской области (номер в ЕИС № 201828302478000001). Напомним, что проверяющие имеют право требовать все относящиеся к закупкам документы. Заказчик не смог представить реестр закупок без заключения контракта и получил предписание.

Нарушения по нормативным затратам

Если в ЕИС не разместить акты об утверждении нормативных затрат и о требовании к закупаемым товарам, работам и услугам, орган финконтроля назовет это нарушением. Подобный факт выявила проверка Финансового управления администрации Наримановского района (номер в ЕИС № 201912300672000001). Заказчик не опубликовал два документа:
— об утверждении нормативных затрат;
— об утверждении требований к закупаемым ТРУ.

Во время проверки заказчик не смог представить эти документы сотрудникам органа финконтроля. Как может выглядеть документ об утверждении нормативных затрат, смотрите на примере приказа Управления физической культуры, спорта и молодежной политики Черняховского муниципального района на рисунке 4.


← Рисунок 4

Фрагмент нормативных затрат


 

 

С нормативными затратами связаны еще два частых нарушения. Их нашло во время камеральной проверки Управление финансов Кимрского района Тверской области (номер в ЕИС № 201828302478000001). Заказчик определил нормативы не по всем видам затрат, кроме того, не соблюдал утвержденные нормативные затраты.

Нарушение требований к контрактной службе


Предупреждение

За отсутствие образования специалистов контрактной службы оштрафуют на сумму от 1 тыс. до 5 тыс. руб. (ч. 1 ст.и 5.27 КоАП).


 

Плановая проверка администрации Вохомского муниципального района Костромской области (номер в ЕИС № 201834300636000003) выявила нарушения в работе контрактной службы заказчика. Во-первых, положение о контрактной службе, которое создали на предприятии, не соответствовало типовому положению (утв. приказом Минэкономразвития от 29.10.2013 № 631). В частности, в положении не прописали, кто является руководителем контрактной службы. Нашли и нарушения требований к образованию работников. Из трех членов контрактной службы обучение прошел только один.

Что включают итоги проверки

Внутренний финансовый контроль включает проверку:
— соблюдения требований к обоснованию закупок;
— соответствия нормированию;
— правильного определения метода и обоснования НМЦК;
— применения заказчиком мер ответственности при нарушениях со стороны поставщика;
— соответствия результата исполнения контракта его условиям;
— правильности учета результата исполнения контракта в документах;
— соответствия использования товара, работы или услуги заявленным целям.


План нужно опубликовать

в течение 3 дней после утверждения или изменения


 

По результатам финконтроля госзакупок проверяющие должностные лица составляют акт. Это объемный документ из нескольких частей. В первой указывают наименование контролирующего органа, предмет и основания для проверки, Ф. И. О. должностных лиц, тип мероприятия, даты проверки, сведения об объекте контроля, то есть заказчике, перечень документов, которые использовались при проверке.

Далее следует описательная часть. В ней подробно описывают все выявленные несоответствия и нарушения, даются ссылки на нормативно-правовые акты. В заключительной части акта проверяющие указывают свои рекомендации и ставят подписи. Подписать акт также должен представитель заказчика.

По итогам проверки орган финконтроля составляет предписание. Ниже представлен пример документа — предписание администрации Богородского городского округа Московской области (номер проверки в ЕИС № 201846300364000011). Нарушения заказчика были связаны с неоплатой исполненных обязательств по контракту. Как это выглядело в предписании, смотрите на рисунке 5.


← Рисунок 5

Как выглядит Предписание