Вопросы программы:1. Обзор и разъяснение изменений в законодательстве в сфере государственного оборонного заказа, произошедших в 2024 году: приказ ФАС России от 19.09.2024 № 643/24, приказ МО РФ от 25.09.2024 № 564, ПП РФ 20.06.2024 № 828, ПП РФ от 22.08.2024 N 1124, ПП РФ № 1465 (ред. от 22.08.2024), ПП РФ от 29.06.2024 №888, приказ ФАС России от 19.09.2024 № 642/24, Минпромторга России N 2141 от 17.05.2024 новый состав затрат, новое в порядке отнесения на себестоимость продукции ГОЗ ОПР и АУР.
2. Изменения в НПА, регламентирующих порядок размещения и исполнения контрактов в сфере ГОЗ. Подготовка к размещению ГОЗа 2025-2027.
3. О жизненном цикле работы в ГОЗе. Формирование-размещение-исполнение гособоронзаказа.
4. Сокращение случаев представления в ФАС (УФАС) России информации о фактах повышения цен на сырье, материалы, комплектующие изделия и работы, услуги, необходимые для выполнения гособоронзаказа (ФЗ от 22.07.2024 № 199-ФЗ);
5. Изменение размеров авансирования по государственным контрактам (ПП РФ от 23.01.2024 № 50 и др. НПА). Авансирование головных исполнителей на основании кассовых планов;
6. Увеличение суммы проведения платежей без открытия отдельного счета (ФЗ от 12.12.2023 № 590-ФЗ);
7. Введение федерального каталога продукции для федеральных нужд для осуществления закупок продукции по ГОЗ (от 27.11.2023 № 555-ФЗ). Обязанность госзаказчиков и заказчиков при формировании и размещении ГОЗ использовать информацию о товарах из федерального каталога, а также обязанность головных исполнителей, исполнителей об обязательном включении в федеральный каталог информации о поставляемых товарах, подлежащих каталогизации (ПП РФ от 27.04. 2024 № 549);
8. Переход на заключение госконтрактов в электронной структурированной форме, подписание госконтрактов и дополнительных соглашений к ним электронной подписью (ЭП) (ФЗ от 02.07.2021 № 360-ФЗ, ФЗ от 04.11.2022 № 420-ФЗ, ФЗ от 25.12.2023 № 624-ФЗ);
9. Расширение перечня госзаказчиков и поставщиков, которые обязаны закрывать (не размещать в открытом доступе) информацию о своих закупках (ФЗ от 29.05.2024 № 124-ФЗ);
10. Установление административной ответственности военпредов (ФЗ от 11.03.2024 № 44-ФЗ);
11. Новые случаи выдачи требования о прекращении действий (бездействия) при нарушении законодательства в сфере ГОЗ № 200-ФЗ;
12. Переход на представление с 2025 года обосновывающих документов (РКМ) в электронном виде (ПП РФ от 30.05.2024 № 715);
13. Краткий обзор-анонс внесенных изменений в ПП РФ от 02.12.2017 № 1465 и приказ Минпромторга России от 08.02.2019 № 334 и др.
14. Обоснование трудоемкости и заработной платы основных работников как основные технико-экономические факторы, определяющие уровень цен на продукцию по ГОЗ экономический показатель, принимаемый при обосновании затрат на оплату труда. Плановая и фактическая трудоемкость. Основная и дополнительная заработная плата. Механизм применения показателя стоимости единицы труда и (или) среднего размера заработной платы с учетом уровня, достигнутого организацией в отчетном периоде, среднего размера оплаты труда по виду экономической деятельности (по отрасли), среднего уровня оплаты труда в субъекте Российской Федерации, в котором находится организация. Возможность и необходимость применения данного метода расчета при планировании затрат по заработной плате с учетом последних изменений в приказе Минпромторга России от 08.02.2019 №334.
15. Подготовка локальных нормативных актов, регулирующих нормирование труда и её оплату в организации.16. Технологическая подготовка производства как составная часть обоснования трудоемкости и заработной платы основных работников. Требования ГОСТов и нормативно-правовых документов федеральных органов исполнительной власти к обоснованию трудоемкости продукции. Методы нормирования труда. Возможность обоснования и применения местных норм времени разработанных организацией. Проблемы и решения. Примеры распределения ответственности в обосновании трудоемкости продукции между технологами, инженерами по нормированию труда, экономистами и бухгалтерами.
17. Разработка Ведомостей норм времени во виды работ и продукции как основание для подготовки первичных учетных документов для подтверждения фактических затрат труда и форм документов, обосновывающих цену продукции. Особенности нормирования и учета трудоемкости при проведении НИОКР, ремонте и сервисном обслуживании ВВСТ.
18. Практика проверок и выявления нарушений при анализе плановой и фактической трудоемкости. Рекомендации по порядку взаимодействия с закрепленным за организацией ВП МО РФ и при проведении технологического аудита УВП МО РФ по предоставлению данных подтверждающих трудоемкость продукции.
19. Формирование затрат на оплату труда и изменения введенные в приказ Минпромторга России от 08.02.2019 №334 приказом Минпромторга России от 17.05.2024 №2141 в части: формирования затрат на оплату труда в условиях, отклоняющихся от нормальных и возможность учета дополнительных затрат, связанных с этими отклонениями на стадии формирования плановых затрат; возможность применение при планировании себестоимости продукции затратным методом показателя стоимости единицы труда по каждому структурному подразделению и сопоставление с показателем среднего размера оплаты труда по виду экономической деятельности (по отрасли), среднего уровня оплаты труда в субъекте Российской Федерации, в котором находится организация с учетом данного нововведения. Рассмотрение возможных разногласий при применении данного метода между организацией и госзаказчиком; нововедения в части включения в себестоимости продукции при ремонте и сервисном обслуживании затрат на оплату труда при нахождении в работников организации в командировках.
20. Подготовка технологической документации и норм времени на примерах. Требования нормативно-правовых документов и ГОСТов определяющих систему постановки на производство военной продукции: - требования по разработке технологической документации и организация внесения изменений в технологическую документацию;
- серийное производство и серийная продукция, требования по подготовке технологический документации;
- нормирование материально-технических ресурсов, в том числе отходов производства и определение кол-ва возвратных отходов;
- нормативно-правовое обеспечение нормирования Труда в РФ и роль руководителей предприятий в организации нормирования труда;
- межотраслевые отраслевые нормы труда и проведение работы по их актуализации, письмо Минтруда России от 27.10.2017 №14-1/1013-8450;
- норма времени – основной показатель трудоемкости, ее состав и порядок формирования в современных условиях автоматизации производственного процесса, приказ Минтруда №235;
- примеры проведения проверки обоснованности расчетов трудоемкости выполняемых работ, предоставленных предприятиями;
- порядок применения Сборников межотраслевых и отраслевых норм времени, разработанных и утвержденных Госкомтрудом СССР, возможность их применение в текущих условиях предприятиями при нормировании труда. Методы их актуализации к современным требованиям. Рекомендации по разработке собственных Сборников норм времени;
21. Изменения 275-ФЗ, ПП 1465 и пр334, плюс методики которые во исполнение. Комментарии «из первых уст»:- Приказ Минпромторга России от 17.05.2024 № 2141 «О внесении изменений в приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 8.02.2019 № 334». Новый состав затрат, включаемых в цену продукции ГОЗ, новое в порядке отнесения на себестоимость продукции ГОЗ общепроизводственных затрат и административно-управленческих расходов
- Постановление Правительства РФ от 12.07.2024 № 947 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ», в т.ч. изменения в постановление Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465». Применения нового метода определения цен, а также новшества в порядке урегулирования разногласий с государственным заказчиком на этапе перевода цены в фиксированную (разногласные вопросы)
- Изменения и вопросы правоприменения ФЗ 275. Спорные вопросы при согласовании фактических затрат с государственным заказчиком. Замечания по сметам ОПР и ОХР затрат.
- Государственное регулирование цен: принципы, этапы контроля себестоимости, РКМ, калькуляция затрат, изменения в ПП 1465 Обоснование уровня затрат в цене продукции по ГОЗ. Нарушения при формировании цены и расчете фактических затрат. Изменение подходов при расчете затрат на оплату труда организациями, выполняющими ГОЗ. Решение о возможности включения в цену -ЗП выше, чем статистические данные по отрасли в регионе.
- Изменения в № 275-ФЗ от 27.11.2023г ФЗ-555 - единая система каталогизации.
22. Анализ проблем, возникающих при обосновании цены на продукцию по ГОЗ:- Выбор процедуры определения цены единицы продукции (потенциальным) головным исполнителем (исполнителем) в обосновывающих документах, включая заключение военного представительства и последствия некорректного выбора процедуры. Взаимосвязь процедуры определения цены и вида цены. Требования ДАГК МО России к РКМ.
- Последствия предоставления комплекта обосновывающих документов не в соответствии с требованиями действующих НПА о ценообр-ии, с условиями гос. контракта, анализ ошибок в обосновывающих документах, направляемых в ДАГК МО РФ, на фактических примерах;
- Вопросы обоснования уровня цены на продукцию по ГОЗ при заключении государственного контракта, при переводе ориентировочной (уточняемой) цены, цены, возмещающей издержки в фиксированную-причины отклонений;
- Последствия отражения и обоснования затрат в калькуляционном разрезе не в соответствии с Порядком определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках ГОЗ, пр.№ 334; Уровень рентабельности при разном соотношении привнесенных и собственных затрат у головного исполнителя и соисполнителя, при превышении лимита финансирования.
23. Новые полномочия ФАС по пресечению нарушений в сфере ГОЗ №200 ФЗ от 22 июля 2024г. Новый подход ФАС к контролю роста цен № 199-ФЗ от 22.07.2024г. Приказ ФАС от 08.04.2024 № 240/24 - о фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы‚ услуги. Обновленные требования при заключении госконтрактов и договоров по ГОЗ. Особенности ведения договорной работы при заключении и исполнении контрактов по ГОЗ-2024.
24. Урегулирование цен в долгосрочных контрактах. Возможность их заключения и пределы применения. 25. Кооперация головного исполнителя: порядок формирования. Ограничения и возможности закупки продукции по «гражданским» (ком.) договорам и (или) контрактам без ИГК. Порядок урегулирования разногласий и согласования особых условий поставки (сроки, объемы, цена продукции и условия оплаты). Контроль за расходами по оплате труда. Проверки обоснованности затрат, в том числе на оплату труда, примеры.
26. Статья 14.49. Нарушение обязательных требований в отношении оборонной продукции. 27. Судебная практика ФАС России. Обжалование решений и предписаний контролирующего органа. Обжалование решений и предписаний антимонопольного органа, в том числе вынесенных по факту злоупотребления головным исполнителем (исполнителем) доминирующего положения. Финансовый контроль по ГОЗ – согласование окончательной стоимости фактических затрат, определение верховного суда РФ.
28. Участие ВП в контроле ценообразования на этапах заключения и исполнения контрактов (договоров). Основные требования в контрактах ГОЗ, согласование которых требуется ВП. Этапы договорной работы при закупке (поставке) продукции по ГОЗ. Процедура рассмотрения и согласования договоров по ГОЗ. Порядок формирования цены контракта (договора) при различных способах закупки (конкретные и неконкурентные). Виды цен контрактов (договоров). Порядок их установления. Договорная цена и обоснованная цена, особенности их установления и применения. Контроль исполнения контрактов. Типичные ошибки заказчиков и поставщиков.
29. Распределение накладных расходов.30. Экспертиза цены продукции, поставляемой по ГОЗ. Рассмотрение базовых экономических нормативов. Критерии обоснованности и экономической оправданности заявленных затрат. Форма заключения ВП МО о цене на продукцию.
31. Требования, установленные в законодательстве в отношении руководителей организаций по обоснованию цены, предоставлению необходимых документов по обоснованию цены. Соблюдение сроков представления предложений о цене.
32. Решения спорных вопросов с ВП.33. Проверка обосновывающих документов: - Алгоритм проверки РКМ и ключевые проверочные действия при регистрации цен;
- Наиболее часто выявленные нарушения в формах обосновывающих документах (РКМ);
- Нормативы, показатели и документы предприятия, используемые при составлении обосновывающих документов;
- Рекомендации по механизму расчета отдельных затрат и заполнению форм обосновывающих документов (РКМ).